13 июня 2016
Михаил Эскиндаров: «Формирование учебно-научных департаментов позволит улучшить работу по всем направлениям»

Как мы уже писали ранее, включение российских вузов в Болонский процесс приводит к заметным изменениям в системе высшего образования, которые касаются ключевых базовых структур - кафедр. Предполагается серьезная их трансформация.

Предлагаем вашему вниманию интервью ректора Финансового университета при Правительстве РФ Михаила Эскиндарова, в котором за последний месяц произошло немало структурных изменений. Затронули они и «святая святых» - кафедры и департаменты. Что происходит и что ждет вуз в ближайшее время?

– Михаил Абдурахманович, расскажите, пожалуйста, о реорганизации кафедр, этот вопрос волнует очень многих.
М.А.: Да, в течение всего семестра шли интенсивные консультации по реорганизации. Причем не только кафедр, но и научно-исследовательских подразделений университета. Как известно, в 2013 году в Финансовом университете были сформированы первые учебно-научные департаменты, объединившие кафедры и отдельные научные структурные подразделения – институты и центры. Департаменты показали себя с положительной стороны и свою задачу выполнили. Настало время оформить их в структурные подразделения вуза.
Целью работы департамента является интеграция научно-исследовательской и экспертно-аналитической работы с учебной деятельностью, обеспечение высокого научного уровня преподавания и исследовательской деятельности.

– Какие задачи будут стоять перед департаментами?
М.А.: Основными задачами департамента являются:
• координация учебной, учебно-методической и научной деятельности с целью реализации стратегии развития университета;
• проектирование и реализация образовательных программ высшего образования с учетом результатов фундаментальных и прикладных научных исследований;
• обеспечение методического единства и высокого уровня качества исследовательской и учебной деятельности в рамках научного направления департамента;
• обеспечение взаимодействия с социальными партнерами – работодателями, отечественными и зарубежными вузами и выпускниками университета.

– Некоторые департаменты уже в процессе формирования? Когда планируется завершить процесс?
М.А.: Да, уже приняты решения об основных департаментах, и ответственные по моему поручению приступили к формированию их структур, кадрового состава, в том числе административно-управленческого.

– Какова будет судьба кафедр, которые пока не включены в состав департаментов? И будет ли продолжен процесс формирования департаментов?
М.А.: Скорее всего, после официального вступления в силу ФГОС 3+ или после разработки собственных стандартов университета по юриспруденции (в соответствии с Указом Президента России вуз имеет такое право), будет сформирован правовой департамент. Возможно формирование и других департаментов.
Мы изучили мировой, отечественный и собственный опыт деятельности учебно-научных департаментов и пришли к выводу, что они в наших условиях являются наиболее эффективными. Формирование крупных учебно-научных структур, возглавляемых авторитетными специалистами, которым будут даны дополнительные полномочия (по определению стратегии развития учебного процесса, научной деятельности, международного сотрудничества, налаживания связей с работодателями) позволит значительно улучшить работу по всем направлениям деятельности вуза.
Ректорат будет требовать значительного улучшения качества подготовки кадров путем совершенствования учебных программ и учебных планов, избавления от ненужных, устаревших учебных дисциплин, не формирующих компетенции, внедрения новаторских форм учебных и внеаудиторных занятий.
Значительное внимание будет уделено активной научно-исследовательской работе преподавателей. На все вакантные ставки научно-исследовательских подразделений будут приниматься в основном преподаватели, что позволит, с одной стороны, повышать их квалификацию, а с другой стороны, быстрее внедрять в учебный процесс новейшие разработки. Преподаватели-новаторы будут всемерно поддерживаться и поощряться, в том числе материально. Нам еще предстоит большая работа по повышению квалификации преподавателей с использованием разных инструментов и методов, и поможет в этом недавно созданный, но уже зарекомендовавший себя с лучшей стороны Институт повышения квалификации научно-педагогических работников.
Одновременно хочу предупредить, что всеми законными методами мы будем влиять на преподавателей, не желающих совершенствоваться или не отвечающих требованиям сегодняшнего дня. Наши задача и цель – готовить специалистов, способных реализовать полученные знания в профессиональной деятельности на высоком уровне. Это не значит, что сегодня мы готовим иных специалистов, но вуз, стремящийся войти в число ведущих мировых вузов, не может почивать на лаврах.

– Эффективные контракты, на которые переходят преподаватели, это тоже один из инструментов на пути к этой цели?

М.А. Да, именно так, и этот инструмент мы будем использовать в повышении качества учебного процесса как меру воздействия на преподавателей, не соответствующих занимаемым должностям. Без квалифицированных преподавателей, любящих свое дело и своих слушателей, мы не сможем реализовать целевые задачи.
У меня нет цели кого-то напугать, но и конкурсный отбор на работу, и так называемое «переизбрание» также изменятся. На Ученом совете утверждены требования к претендентам, основанные на Профессиональных квалификациях ППС. На переходный период, заканчивающийся в текущем учебном году, мы допускали исключения, а дальше все будет зависеть от претендента: документы будут приниматься только от тех, кто полностью соответствуют требованиям.
На ряде кафедр и филиалов конкурсный отбор, наконец, превращается в настоящий конкурс, где побеждает лучший – и не всегда это тот, кто сегодня занимает должность.

– Если можно, вернемся к предыдущему вопросу. Вы назвали департаменты и тех, кто их формирует. Известно, что новые департаменты начнут функционировать с 4 июля 2016 г., как только завершится учебный год. Можете подтвердить, что те, кто формирует департамент, тот и возглавит его? Что будет с кафедрами, вошедшими в состав департамента, заведующими кафедрами, преподавателями?

М.А. Было бы нелогично поручать человеку определение структуры департамента, подбор руководителей и учебно-вспомогательного состава, а затем – не назначить его руководителем. Хотя допускаю, что месяц работы по формированию департамента может привести будущего руководителя к решению, что он не готов дальше нести такую большую ответственность. И он сможет сам отказаться от предложения. Но это будет его выбор.
Теперь о кафедрах и преподавателях. С начала июля 2016 г. кафедры, вошедшие в состав департаментов, будут ликвидированы как структурные подразделения, а преподаватели будут переведены в соответствующие департаменты.
На первом этапе для преподавателей никаких изменений не будет: нагрузка останется той же, что была согласована на кафедре, работа – в соответствии с индивидуальным планом. Другими словами, сначала это будет «механическое» объединение людей и структур. А вот в дальнейшем, в ходе работы департаментов, могут и должны произойти изменения.
Заведующие кафедрами – это золотой фонд университета! Это люди, которые несли ответственность за деятельность больших коллективов, это крупные и авторитетные специалисты в своих областях. Мы всегда с уважением к ним относились – так будет и впредь. Думаю, многие из них займут соответствующие должности в департаментах, но и остальные, надеюсь, не будут обижены на нас. Я намерен всех заведующих ликвидируемых кафедр представить к почетному званию Заслуженный профессор Финансового университета, надеюсь, что Ученый совет меня поддержит. Лица, носящие это звание, получают дополнительное вознаграждение.

– Уже известна примерная структура департамента?
М.А. Департамент возглавляет назначаемый ректором руководитель, у которого, как правило, три заместителя по направлениям деятельности, два-три менеджера, которые будут курировать соответствующие направления, два-три технических работника. Также внутри департамента могут создаваться секции, число которых определяется целесообразностью. В состав департамента, как правило, входят научно-исследовательские институты и центры, лаборатории, научно-образовательные центры.

– Похоже, нам предстоит непростой учебный год?

М.А. Да, июнь 2016 года будет посвящен организационным вопросам, а весь следующий учебный год – перестройке учебного процесса и научных исследований. Да, год ожидается довольно непростым для тех, кто не любит перемен, но меняться необходимо! И труд нашего коллектива несомненно пойдет на пользу Финансовому университета.

По материалам официального сайта Финансового
университета при Правительстве Российской Федерации