5 Октября 2017
Развитие способностей и интересов одаренных детей обсудили на высшем уровне

Накануне, 4 октября в рамках республиканского образовательного форума «Образование. Государство. Общество» на дискуссионной площадке обсудили создание образовательного пространства для развития способностей и интересов детей и роль государства в этом процессе. Участниками дискуссии в Доме дружбы народов Коми стали руководители образовательных организаций, представители управлений образования региона.


На дискуссионной площадке участники делились практиками организации и сопровождения процесса обучения одаренных детей в Республике Коми.

О развитии познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста в образовательной деятельности посредством создания игровой мотивации рассказала музыкальный руководитель Детского сада №65 общеразвивающего вида г. Ухты Елена Бачурина. В режиме мастер-класса она показала, как учит детей играть на музыкальных инструментах и, тем самым, развивает интеллектуальную одаренность детей.

- Мы вовлекаем детей в развитие интеллектуальной одаренности только с помощью игры, чтобы удержать их внимание. Используем специальные цветовые обозначения, ведь для детей это интересно, - пояснила Елена Бачурина.

О том, как создаются условия для педагогического сопровождения одаренных детей рассказала директор Физико-математического лицея - интерната Наталья Шутова. По ее словам, у лицея три основные задачи – это поддержать ту составляющую таланта, которую уже раскрыли учителя, помочь раскрыть то, что оказалось тайной для всех, и дать возможность «социального лифта».


Как обеспечивают повышение качества обучения учащихся сельских школ и профессиональный рост учителей на примере Коми республиканского лицей-интерната для одаренных детей из сельской местности поведала его директор Марина Палкина. Она сообщила, что не все родители готовы отправить своих детей на долгое время из дома на очное обучение, поэтому у лицея обучение проводится очно-заочно: ребята приезжают только на недельные сессии, а остальное время учатся дома и в своих школах.

- Мы также активно ведем работу по профессиональному росту учителей из села. По результатам этой деятельности лицей стал республиканским ресурсным центром, в котором реализуются программы по 11 профильным предметам, - подчеркнула Марина Палкина.

О системе работы по выявлению и отбору одаренных детей говорила директор Гимназии искусств при Главе Коми Мария Кузьбожева. Она пояснила, что специфика гимназии в выявлении художественно-эстетических талантов обучающихся. Большинство детей – это высокомотивированные ученики.

- У нас смешанное обучение, дети очень разные и многие из них не являются одаренными, хотя для нас критерии одаренности очень размытые, но все же, важнейший критерий для нас победа на республиканских, всероссийских или международных конкурсах или олимпиадах по профилю, который ребенок в дальнейшем будет осваивать, - говорит Мария Кузьбожева.

О том, как продвигают и поддерживают одаренных детей в Колледже искусств Республики Коми, рассказала его директор Татьяна Колтакова.

- Мы готовим профессиональных музыкантов, актеров, дизайнеров и художников. У нас не так много студентов, всего около 250 человек, но каждый из них – одаренный ребенок, поскольку, когда они поступают к нам, проходят очень серьезный отбор. Возможности у студентов сегодня просто колоссальные: они участвуют во всех конкурсах, концертах и гастролях. Наше актерское отделение занимается на базе Драматического театра с первого курса, - пояснила Татьяна Колтакова.

Директор Института непрерывного образования СГУ им. Питирима Сорокина Ольга Осипова рассказала о проекте «Универсариум». Данный проект существует в университете с 2015 года и сегодня в него уже входят школы по программированию, английскому языку, школа информационных технологий, медицинская, экологическая и школа искусства.

- Наша школа уникальна профессорско-преподавательским составом, лабораториями и научными разработками. Когда ребенок приходит в летнюю школу, он учится в тех же аудиториях, что и студенты, с теми же самыми преподавателями, которые преподают студентам. Этим летом дети могут пройти обучение в одной школе, а следующим летом - в другой, - сказала Ольга Осипова.

Также в рамках данной дискуссионной площадки было подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми и республиканским благотворительным фондом поддержки талантливых детей «Союз неравнодушных сердец».

- Не бывает детей наших и не наших, независимо школьники они или студенты – они должны развиваться. Уже в сентябре проведено несколько мероприятий вместе с фондом и министерством, поэтому мы сегодня готовы заключить соглашение, которое предусматривает взаимодействие в рамках поддержки одаренных детей, - заключила заместитель министра образования, науки и молодежной политики Республики Коми Наталья Якимова.

Николай МИШАРИН, медиацентр Verbum
Фото Валентины ЛЯХ и Карины ЕКИШЕВОЙ