22 марта 2018
Сыктывкарский госуниверситет готовит учителей, отвечающих современным стандартам образования

СГУ им. Питирима Сорокина формирует новую модель профессиональной подготовки педагога. Об этом на расширенном заседании коллегии Министерства образования, науки и молодежной политики Коми заявила и.о. ректора вуза Ольга Сотникова.


Современная система подготовки специалистов направлена на повышение престижа профессии учителя, владеющего прочными знаниями и передовыми технологиями обучения, и позволит обеспечить педагогическими кадрами районные и сельские образовательные организации.

Деятельность университета по формированию новой модели подготовки педагога проецируется на две категории, одну из которых составляют обучающиеся по программам педагогического образования, другую − педагогические работники (в т.ч. учителя школ и профессиональных организаций).



- В рамках модернизации педобразования постоянно происходит обновление образовательных программ с использованием модульного принципа обучения. В образовательные программы подготовки педагогов внедрены востребованные дисциплины и модули, направленные на знание и применение в профессиональной деятельности федеральных образовательных стандартов дошкольного, начального и общего образования; подготовку вожатых для летних оздоровительных лагерей и детских площадок при образовательных организациях, реализацию концепции развития детского и юношеского чтения, технологий инклюзивного образования, освоение проектной деятельности, - сообщила Ольга Сотникова.

Еще одно важное направление модернизации - развитие «педагогической магистратуры». В прошлом учебном году университет участвовал в реализации гранта «Евразия» совместно с коллегами из Sam Houston State University (США) по проектированию и апробации компонентов совместной магистерской программы направления подготовки «Педагогическое образование». Преподаватели и студенты университета апробировали в дистанционной форме на платформе Black board материалы, разработанные Sam Houston, а американские студенты и преподаватели – наши материалы.

В университете проводится адаптация образовательных программ к требованиям профессионального стандарта педагога. Внедряются технологии по проектированию программ, разработке индивидуальных программ обучения и др. Проводятся конкурсы и гранты среди студентов педагогических направлений. В декабре 2017 г. университет провел Фестиваль педагогических идей, в котором приняли участие студенты, обучающиеся по профилю «дошкольное образование». Жюри, в состав которого вошли руководители дошкольных организаций, оценило семь студенческих проектов.



Преподаватели университета разработали проекты, направленные на усиление взаимодействия образовательных организаций высшего и общего образования. Они заявлены на федеральный уровень.

Среди них: сетевое взаимодействие по предметным областям, финно-угорская составляющая образовательных программ, робототехника и др.

Модернизация педагогического образования в университете в значительной степени обеспечивается формированием новых подходов к целевому обучению. Университет формирует собственную модель целевого обучения, базовыми компонентами которой являются взаимодействие с местными органами власти, постдипломное сопровождение выпускника и использование экспериментальных наработок, апробированных в ходе реализации федеральных проектов.

В городах и районах Коми созданы координационные советы муниципальных образований, которые формируют потребность муниципалитета в специалистах разного профиля. В 2017 году в университете создан реестр заявок на целевое обучение от муниципальных образований республики и соседних регионов, республиканских министерств и бюджетных организаций.

Модель взаимодействия университета с регионом является победителем федерального конкурса, проводимого среди опорных университетов.

В 2017 году на обучение по педагогическим направлениям принято 669 человек. 120 из них - по целевым договорам.

Ольга Сотникова рассказала и о стратегическом проекте вуза «Территория просвещения», который будет интересен всем жителям республики. Он был заявлен в рамках Программы развития Сыктывкарского университета как опорного вуза и фактически явился кристаллизацией деятельности университета в просветительской сфере.

Его цель - участие в формировании культурно-образовательной среды, ориентированной на развитие человеческого и социокультурного потенциала, соответствующего потребностям общества и экономики Республики Коми. В поддержку данного проекта университет разработал одноименный портал.

Название стратегического проекта (и портала) выбрано не случайно, поскольку его реализация идеологически продолжает классические просветительские традиции Нового времени, а также традиции российского просвещения. Однако образовательная составляющая при этом является одним из краеугольных камней, поскольку большая часть модулей портала может быть использована при организации учебного и внеучебного процессов всеми образовательными организациями региона.

Так, модуль «Этнокультурное наследие» содержит целый пласт разнообразных материалов (видео- и аудиоматериалы, научные статьи, коллекции объектов духовной и материальной культуры, т.д.) по истории и культуре республики. «Дежурный по языку» – по филологии, «Юридическая клиника», «Финансовая грамотность» – в своих сферах (в т.ч. в формате «вопрос-ответ»). «Родительский лекторий Tabula Rasa» может служить для организации работы с родителями, «Территория открытых лекций», «Открытые онлайн-курсы» – для самообразования.

Мы приглашаем всех заинтересованных лиц не только воспользоваться материалами нашего портала – а он находится в стадии непрерывного расширения и постоянной доукомплектации – но и поучаствовать в его формировании. Территория просвещения границ не имеет. Портал – живой и создан для пользования всеми нашими земляками – и в первую очередь образовательными организациями и учреждениями культуры, - подчеркнула Ольга Сотникова.

Илья БАКАНОВ
Фото Якова ШЛЕГЕЛЯ, ИА «Комиинформ»