13 Июня 2018
Преподаватели СГУ им. Питирима Сорокина – полуфиналисты конкурса инноваций в образовании

Заведующий кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации Ольга Минина и доцент кафедры истории России и зарубежных стран Игорь Минин вошли в число 28 полуфиналистов конкурса «Инновации в образовании» (КИвО), заняв 6-е место с проектом «Бабушка–school». Полуфиналисты примут участие в летней школе – акселераторе инноваций, которая пройдет в Москве в конце июня. Финал конкурса пройдет осенью.


Конкурс инноваций в образовании, направленный на выявление, разработку и внедрение идей по развитию образовательных проектов, уже пятый год проводит институт образования НИУ ВШЭ и «Рыбаков фонд» при поддержке Агентства стратегических инициатив. В этом году на конкурс было подано 503 заявки, а количество экспертов в самых разных областях (образование, бизнес, маркетинг, PR) превысило 70. По итогам заочного тура было отобрано 28 инновационных проектов различной направленности, но связанных с образованием.

Организаторы КИвО не только объявили, какие именно проекты и почему попали сначала в «золотую сотню», а затем и в полуфинал, но и представили научный анализ того, как в образовании зарождаются инновации. Журналистам и зрителям трансляции представили результаты исследования «Как становятся инноваторами в образовании?»

Специалисты института образования НИУ ВШЭ отметили, что в силу собственной закрытости образовательные системы не всегда своевременно и точно улавливают внешние сигналы, в связи с чем особое значение приобретают так называемые низовые инновации, восходящие от пользователей к формальным структурам, а не наоборот. Исследователи поставили перед собой задачу понять, как именно педагоги решают начать инновационный путь в образовании, что им помогает в этом и что мешает, какую роль играет среда – школа или вуз. Исследование основано на глубинных интервью с инноваторами.

Сегодня, когда КИвО существует уже пять лет, можно признать, что конкурс стал главным инструментом таких «инноваций снизу» в России. Есть немало случаев, подчеркивает директор конкурса Диана Королева, когда КИвО становится стимулом дальнейшего развития и монетизации проектов. Участие в КИвО – также хорошая возможность для рекламы: как ни парадоксально, проекты нередко становятся известными в своих регионах после того, как их узнали и высоко оценили в Москве.

В этом году большая часть проектов, поданных на конкурс, была посвящена дополнительному образованию, основной и старшей школе. Интерес к дополнительному образованию объясняется тем, что эта сфера в наименьшей степени регулируется государством, там нет образовательных стандартов, поэтому препятствия для внедрения инноваций минимальны. Проекты для основной и старшей школы, как правило, связаны с итоговой аттестацией: инноваторы ищут оптимальные способы подготовки к ЕГЭ и ГИА. В этом году увеличилась доля проектов в сфере дошкольного образования: считается, что в дошкольном возрасте у детей формируются многие важные компетенции, так что на этом этапе родители уделяют развитию детей максимум внимания.

Авторы 28 проектов-полуфиналистов примут участие в летней школе – акселераторе инноваций, которая пройдет в Москве в конце июня. Во время школы команды из различных городов России будут дорабатывать и развивать проекты, общаться с потенциальными инвесторами, учиться проектному менеджменту и другим необходимым навыкам (soft skills). На данном этапе будет оцениваться не только идейная составляющая проекта, но и работа самих участников.

Финал конкурса традиционно пройдет в рамках международной конференции в области новых образовательных технологий #EdCrunch осенью 2018 года. Победитель получит тревел–грант на поездку в любую страну для продвижения своего проекта и знакомства с международным опытом.

Пресс-служба
Фото из открытых источников