9 июля 2018

IT спешат на помощь преподавателю

В этом году научная общественная организация «Профессиональная наука» провела международный конкурс проектов в сфере образования для преподавателей высших и среднеспециальных учебных заведений в рамках проекта Interclover-2018. В номинации «Информационный проект» победу одержала разработкапреподавателейСГУ им. Питирима Сорокина.

Проект-победитель – Дискуссионная площадка«Педагогические встречи у камина»– это первый этап Всероссийской научно-методической конференции «Классное руководство в 21 веке», который проходил в онлайн-режиме в социальной сети ВКонтакте. Перечень решаемых задач включал в себя создание интернет-средыдля проведения дискуссий, подготовку потенциальных участников научной конференции к очным мероприятиям, а также применениесоцсетей для привлечения общественности к обсуждению важных вопросов. На площадке были задействованы разнообразные инструменты коммуникации – открытые («вдохновляющие») лекции,фотоальбомы, видеолекции, открытые документы, коллективное комментирование и постоянная обратная связь. Создателями и модераторами проекта выступили сотрудники кафедры общей и специальной педагогики Ольга Уваровская и Людмила Гаврилина, а также доцент кафедры прикладной математики и информационных технологий в образовании Илья Баженов.

- Мы решили участвовать в этом международном конкурсе, чтобы продемонстрировать опыт и результаты дистанционного обсуждения профессиональных вопросов педагогами. Ранее, в 2009 году университет проводил Всероссийскую конференцию – «Компьютер. Образование. Интернет». В течении месяца шло обсуждение тем конференции в онлайн-режиме, с экспертами и специалистами российского уровня. Здесь мы организовывали все своими силами и использовали в качестве площадки социальную сеть ВКонтакте, - пояснил Илья Баженов.

Проблема, на которую обратили внимание авторы проекта – трудности работы классного руководителя в реалиях образовательной системы. За последние 20 лет произошли радикальные изменения в жизни школьников, важнейшими из них преподаватели называют появление гаджетов и развитие компьютерных технологий, разнообразие одежды и аксессуаров, изменения в языке, коммуникационную близость, виртуальное взаимодействие и многое другое. По словам авторов инициативы, эти изменения формируют новые вызовы, на которые должен учиться отвечать современный педагог и воспитатель.

Проект «Педагогические встречи» – давняя идея, он идет у нас уже около пятнадцати лет, в разных форматах. В этот раз мы проводит ее на интернет-площадке, так как в социальных сетях сейчас сидят все – и ученики, и их учителя, и их родители. Наша цель – показать, как можно использовать соцсети в воспитательной деятельности. Мы провели опрос среди классных руководителей и сформировали для обсуждения насвоей площадки три проблемных вопроса – «Сетевое взаимодействие: с кем и при каких условиях может быть полезно сотрудничать классному руководителю для эффективной воспитательной деятельности», «В классе есть агрессивный подросток. Что может и не может сделать классный руководитель?» и «Как распределить ответственность между семьей и школой за нравственное воспитание школьников? За что отвечает семья, школьные учителя, классный руководитель?» Мы выступали модераторами и давали экспертный комментарий, а учителя, родители и представители родительских комитетов могли обмениваться опытом и делиться мнением, - рассказала Ольга Уваровская.

После проведения дискуссий на интернет-площадке на очные мероприятия конференции «Классное руководство в 21 веке» пришли 112 представителей разных типов школ, включая коррекционные образовательные организации, а проект «Педагогические встречи у камина» получил очень высокую оценку.


Опыт Ильи Баженова в сфере дистанционного образования насчитывает десятилетие, а уровень охвата проектов перешагнул республиканский порог. У эксперта есть собственный образовательный портал, где проходят тренинги и обучающие программы для учителей и преподавателей. Среди реализуемых проектов Илья Баженов отмечает действующее уже десятый год мероприятие «Летний самосбор», организованное в Сыктывкарском университете для работников образования разного уровня – от детских садов до вузов. По словам Ильи Баженова, одна из целей мероприятий – формирование сообщества преподавателей и учителей, активно использующих интернет-технологии в сфере образования, это клуб, в котором учатся, обмениваются и делятся опытом.

- Одним из наших наиболее значимых и высоко оцененных педагогическим сообществом мероприятий был сетевой семинар под названием «30х90». По тридцатым числам каждого месяца российские и зарубежные русскоговорящие учителя выходили в сеть с помощью сервисов Web 2.0. Благодаря ему выросла известность Сыктывкарского университета. Еще в пример можно привести один из последних наших проектов – командное соревнование для преподавателей по поиску информации: команды должны ответить на широкий ряд вопросов с помощью поисковых систем. Был также специальный «Курс для лидеров» в рамках программы Intel «Обучение для будущего» для заместителей и директоров школ, занимающихся информатизацией образовательных организаций.

Несмотря на плюсы применения IT в образовании, эксперты отмечают, что технологии никогда не заменят учителя, они эффективный инструмент помощи преподавателю и его ученику, позволяющий упростить решение стоящих перед ними задач. Говоря о перспективах, Илья Баженов отмечает несколько примеров таких инструментов:

- Сейчас очень перспективно направление «Машинное обучение» и создание систем искусственного интеллекта. Прямой пример – это последняя разработка Яндекса «Алиса», система общения с пользователем на основе нейросетей. На мой взгляд, это один из лучших проектов Яндекса, эта шикарная вещь не уступает «Siri» от Apple. Однако сам я остаюсь сторонником Google, с 2005 года я реализую свои проекты с помощью их сервисов. Что же касается инструментов – есть следующий пример. Один из критериев успеваемости студента – это посещаемость занятий. В аудитории может находиться более 30, а иногда и 50 человек, и преподаватель тратит время на то, чтобы проверить присутствие каждого. Но есть технология, способная оптимизировать этот процесс – QR-код, вклеенный в тетрадь. Мы достаем телефон и сканируем аудиторию, автоматически создавая список присутствующих. Более того, QR-коды имеют четыре ориентации, с помощью них можно проводить тесты с четырьмя вариантами ответов в онлайн-режиме, - пояснил Илья Баженов.

Внедрение информационных технологий как инструмента преподавателя имеет свои трудности - оно требует от пользователя определенного навыка и опыта работы с современными программами и интернет-сервисами. Однако Илья Баженов отмечает положительные изменения в уровне подготовки учителей сегодня:

- Я считаю, что сейчас ситуация меняется в лучшую сторону, и молодые преподаватели входят в эту среду без проблем. Я не сторонник обязательных курсов и аттестаций по этой теме, большую пользу дает положительный опыт. Если я приду в аудиторию и покажу, как я работаю – это, на мой взгляд, даст больший результат. Всегда мечтал, что доживу до того времени, когда преподавать будут, лёжа на диване. Похоже, это время я еще застану, - с улыбкой подытожил эксперт.

Евгений Мальцев, медиацентрVerbum

Фото Олега Уразова