14 Апреля 2019

Дефектолог — профессия с большой буквы

12 апреля в Сыктывкарском гуманитарно-педагогическом колледже прошло второе заседание Ассоциации дефектологов Республики Коми. На нем присутствовали члены дефектологического сообщества, а также студенты Института педагогики и психологии СГУ им. Питирима Сорокина, обучающиеся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

Дефектолог — это коррекционный педагог, специалист в области обучения, воспитания, адаптации детей с особенностями психофизического развития. Дефектология делится на несколько отраслей: логопедия, сурдопедагогика (помощь детям с нарушениями слуха), тифлопедагогика (помощь детям с недостатками зрения), олигофренопедагогика (помощь детям с интеллектуальной недостаточностью).

На заседании присутствовало более 120 человек: педагоги (логопеды и дефектологи) специального образования республики из учреждений образования, социальной защиты и здравоохранения, а также студенты направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».



Перед началом мероприятия членам профессионального сообщества провели небольшую экскурсию, где познакомили с современным оборудованием и пособиями для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Любой желающий смог пройтись по «дорожке здоровья», изучить азбуку и правила дорожного движения на интерактивном планшете, попробовать на себе песочную терапию.

После чего прошла встреча с медицинскими работниками: психиатром, неврологом, пародонтологом. Они рассказали о взаимозависимостях нарушений речи и строения челюстно-лицевых структур, неврологических синдромах детей с нарушениями в развитии, психиатрических аспектах в коррекции нарушений детей с ОВЗ. Помимо непосредственных выступлений, прошло живое обсуждение проблем детской психиатрии, неврологии и стоматологии в контексте коррекции отклонений развития и взаимодействия «логопед (дефектолог) — врач».


Вела заседание президент Ассоциации дефектологов Республики Коми, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии образования СГУ им. Питирима Сорокина Елена Бугаева. По ее словам, собрание особенно актуально для любого дефектолога региона, так как здесь происходит обсуждение современных проблем.



Первой с докладом выступила ведущий специалист в области детской психиатрии Жанна Каратаева. Она затронула такую тему, как заметное изменение структуры психических расстройств у детей. Увеличилось количество случаев такого заболевания как РАС (расстройства аутичного спектра).

РАС — это модный диагноз, который врачи ставят даже не зная, чем именно болеет ребенок, — отметила врач. — Второй «модный» диагноз — СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). На самом деле СДВГ — серьезное расстройство, которое не проходит после 18 лет, поэтому если эту проблему не проработать в раннем возрасте, она продлится и до взрослой жизни.

Особенно актуальным для слушателей стал вопрос «как на территории нашей республики избежать гипердиагностики РАС?».
РАС — это серьезное инвалидизирующее заболевание. Необходимы все критерии для того, чтобы поставить этот диагноз, а не те, которые сегодня есть, а завтра они ушли. Тоже самое касается и СДВГ, — подытожила Жанна Каратаева.

Также со своими докладами выступили врач-невролог Сыктывкарской детской поликлиники Нина Макарова и врач-стоматолог, пародонтолог стоматологического центра «Интерстом» Екатерина Ганова.

В своем выступлении Нина Макарова рассказала об особенностях неврологических синдромов детей с ОВЗ, их профилактике, лечении и коррекции.

Ребенок с ОВЗ требует больше педагогического внимания и подхода, нежели внимания со стороны медиков, — подчеркнул специалист.

Были разобраны виды заболеваний нервной и двигательной систем и их основные симптомы, а также обозначено лечение детей с подобными заболеваниями.

Екатерина Ганова рассказала о взаимообусловленности нарушений челюстно-лицевых структур и нарушений речи у детей дошкольного возраста, поделилась с коллегами особенностями строения артикуляционного аппарата, а также рассказала о его врожденных особенностях, которые могут возникать у детей. Врач подробно рассказала о существующих дефектах и наглядно продемонстрировала их на модели челюсти. Основной посыл работы специалиста был в том, что если родителей что-то настораживает в здоровье ребенка, то всегда можно это увидеть.

В завершение мероприятия спикеры ответили на вопросы участников встречи.

Олеся Павлова, медиацентр Verbum
Фото автора