11 Октября 2019

Великий социолог и его уникальный жизненный путь

Ученые из разных городов России и зарубежья приехали в Коми на конференцию. В СГУ им. Питирима Сорокина открылась конференция «Питирим Сорокин и парадигмы глобального развития XXI века». В течение трех дней, с 10 до 12 октября они обсудят научное наследие великого социолога, вопросы изучения его трудов и посетят его родину.

Торжественное открытие конференции состоялось в зале Госсовета региона. Открыл мероприятие первый зампредседателя Правительства Коми Михаил Порядин:

— Конференция не случайно носит название «Питирим Сорокин и парадигмы глобального развития XXI века», ведь труды Сорокина, написанные по большей части в середине 1920-х годов, по сей день сохраняют актуальность. Питирим Александрович прошел уникальный жизненный путь. Как он сам писал, «я из простого деревенского парня стал ведущим ученым Европы и Америки». Его имя носит наш опорный вуз — Сыктывкарский государственный университет, возле которого установлен памятник ученому. Девятый год работает центр «Наследие», занимающийся популяризацией его творчества. Наша республика первой в России начала издавать собрания сочинений Питирима Сорокина, и к 100-летнему юбилею республики планируется издать еще пять томов.


Далее слово взяла зампредседателя Госсовета Коми Валентина Жиделева, она сравнила Сорокина с Михаилом Ломоносовым, который также стал ученым, выйдя из глубинки.

— Я хочу зачитать одну из цитат Питирима Сорокина, которой может следовать как минимум каждый депутат, как максимум — каждый человек: «Что бы ни случилось, я знаю теперь три вещи, которые останутся в моем сердце и в моей памяти навсегда. Жизнь, даже самая тяжелая — это самое ценное сокровище, которое есть в мире. Следование долгу — другое сокровище, делающее жизнь счастливой и дающее силы достигать своих идеалов. Третья вещь, которую я осознал, заключается в том, что жестокость, ненависть и несправедливость не могут, никогда не сумеют создать ничего вечного ни в интеллектуальном, ни в нравственном, ни в материальном отношении».


Министр национальной политики республики Галина Габушева отметила, что Питирим Сорокин — яркая личность с особым, северным характером. Она передала приветственное слово от члена Совета Федерации Валерия Маркова, благодаря которому удалось наладить тесные связи с семьей Питирима Сорокина в США, который инициировал открытие центра «Наследие» и установку памятника ученому возле СГУ им. Питирима Сорокина.


И.о. ректора СГУ им. Питирима Сорокина Ольга Сотникова отметила обширную географию конференции «Питирим Сорокин и парадигмы глобального развития XXI века»:

— 2019 год — год 130-летия Питирима Сорокина, и наш университет совместно с Правительством Республики Коми провел серию мероприятий, кульминацией которой стала сегодняшняя научная конференция. К нам приехали зарубежные гости: профессор социологии культуры и коммуникации из Университета Салерно Эмилиана Мангоне (Италия), профессор Университета Рима Чимагалли Фолко (Италия), доцент Уэслианского университета Нагасаки Есино Коджи (Япония). Кроме того, мы приветствуем участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Краснодара. Все это говорит о том, что наследие Питирима Сорокина имеет высокую значимость, требует широкого обсуждения.

К участникам с приветствием обратился также сын Питирима Сорокина — Сергей Сорокин, он прислал видеообращение и доклад из Соединенных Штатов Америки.


Пленарное заседание конференции продолжил Владимир Козловский. Доктор философских наук из Санкт-Петербургского госуниверситета рассказал о «пропастях и мостах», которые пытался преодолеть Питирим Сорокин. По мнению профессора СПбГУ, вся жизнь великого социолога — это преодоление пропастей: выход на научную арену из маленькой коми деревни, миграция в США и выстраивание новой жизни в другой стране. Начав как ученый-позитивист, Сорокин пришел к социальной проблематике, изучению социального неравенства, социальной мобильности:

— Питирим Сорокин считал, что людей разъединяет калейдоскоп религиозных, экономических, индивидуальных, правовых факторов, которые являются социокультурными доминантами. Устранение пропасти между людьми и выстраивание мостов стало задачей второй половины творческой жизни Сорокина.


Владимир Козловский рассказал о некоторых трудах Питирима Сорокина, отметив книгу 1944 года «Russia and the United States». Говоря о точках соприкосновения этих двух государств, великий социолог говорит именно о «Russia», а не « the USSR», вероятно, предвидя историю страны.

Профессор Университета Салерно Эмилиана Мангоне выступила с докладом «Актуальность Питирима А. Сорокина как теоретика интегральной социологии в XXI веке». Она рассказала об интегрализме Сорокина, системе знаний, которая объединяет три формы знания: эмпирически-чувственное, рациональное мышление, суперчувственное-суперрациональное.


Доктор философских наук, профессор, завкафедрой культурологии и педагогической антропологии СГУ им. Питирима Сорокина Николай Зюзев поделился с присутствующими двумя суждениями о жизни и творчестве Питирима Сорокина.

— Одним из аргументов, за который Сорокина сильно упрекали американские коллеги, состоял в том, что он совершенно неожиданно берет в качестве инструмента познания сверхчувственную интуицию: посредством интуитивного восприятия вы можете достичь сверхчувственные ценности. Я думаю, если воспринимать интуицию как реакцию вашего сознания на конкретный эмпирически факт, то в каком-то смысле, это эмпирическое обоснование.


Николай Зюзев предположил, что мировоззрение Сорокина можно назвать социологическим солипсизмом (мировоззрение, для которого единственной и несомненной реальностью выступает собственное индивидуальное сознание). Многие факты жизни убеждали Сорокина в том, что он, исходя из своего жизненного опыта, действительно прав во многом. К примеру, он в своей книге 1937 года предсказывал глобальный кризис, а спустя два года началась Вторая мировая война.


Еще одна мысль, которую вынес на обсуждение Николай Зюзев, звучала так: сознательная маргинализация как творческий элемент:

— Сорокин всегда был маргиналом: сирота, который блуждает по деревне, революционер, который скрывается в подполье, эмигрант, который должен доказать свою состоятельность. Будучи в Миннесоте, он вживается в свою среду, но переезжая в Гарвард, он снова становится маргиналом, преодолевая надменность, высокомерность этого места. Я думаю, что Сорокин на своем жизненном опыте выяснил: если ты маргинален, это стимулирует творчество. Когда он попал в тюрьму, говорил, что он за это время узнал намного больше, нежели если бы этого не случилось. Возможно, он сознательно стремился к крайне критическим ситуациям, чтобы стимулировать себя.


Пленарное заседание продолжили доклады директора Центра «Наследие» имени Питирима Сорокина Ольги Кузивановой и гостьи из Москвы Марины Ломоносовой, кандидата социологических наук, доцента кафедры теории и истории социологии СПбГУ. Они рассказали об изучении и популяризации научного наследия Питирима Сорокина в Республике Коми и российском вкладе в научное наследие Сорокина в мировую социологию.

Медиацентр VERBUM

Фото Марка Оникула